Коллекция картин 1-го премьера Британии впервые за несколько веков выставляется в его доме
17 мая 2013 года

Картины из коллекции первого премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и других музеях, впервые за несколько столетий вернулись к себе домой - в поместье Уолпола в английском графстве Норфолк в пятницу открывается выставка "Возвращение в Хатон".

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

"Я очень рад и до сих пор не могу поверить, что эта выставка открывается. По-моему, это первый такой случай, когда частному дому разрешили разместить экспозицию такого высочайшего уровня. Картины, возвращенные, пусть на время, в интерьер, специально под них созданный, заиграли совсем новыми красками и приобрели новый смысл", - сказал, приветствуя журналистов, потомок Уолпола и нынешний владелец поместья, седьмой маркиз Чамли Дэвид Чолмондели.

Он рассказал, что все интерьеры в доме создал известный архитектор и дизайнер Уильям Кент. Создавал он их не просто с учетом вкуса владельца дома, но и с чисто практической целью: убранство дома должно было выгодно оттенять великолепные картины, собранные Уолполом.

"Кент спроектировал абсолютно все: мебель, обои, даже рамы для картин. Поэтому так важно смотреть на картины в контексте. Вообще это удивительная история: списки коллекции существовали, но Дэвид совершил поразительное открытие: в одном из ящиков письменного стола в библиотеке он нашел планы дома, сделанные Кентом. Все эти годы планы так и пролежали в столе, и благодаря им мы точно знаем, где какая картина висела", - рассказал граф Эдмунд Лимерик, хорошо знакомый с маркизом Чамли и принимавший активное участие в организации выставки в качестве члена наблюдательного совета Oracle Сapital Group, одного из спонсоров проекта.

Слова графа Лимерика в полной мере подтверждает сама выставка. Картины настолько органично вписываются в интерьер, что подчас невозможно поверить, что они не всегда были здесь. Единство интерьера и коллекции можно разглядеть и в мелочах: рама к одной из работ Пуссена и ножки стола в комнате, где она висит, выполнены из одного материала и украшены одинаковой резьбой.

"Это коллекция не просто богатого человека, это тщательно подобранная коллекция. Уолпол тратил деньги на самое лучшее с точки зрения искусства. Конечно, в качестве его художественных "агентов" нередко выступали его сестры, но решающее слово всегда было за ним. Дом должен был стать для Уолпола храмом не только для семьи, но и для коллекции", - рассказал куратор выставки Тьерри Морель.

ПУТЕШЕСТВИЕ В РОССИЮ И ОБРАТНО

Бесценные произведения Ван Дейка, Пуссена, Альбани, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Мурильо - общим числом 204 - на аукцион выставил внук Уолпола, третий граф Оксфордский, известный своим распутством и расточительством. О продаже узнала российская императрица Екатерина Вторая.

"У Екатерины Второй были те же амбиции, что и у Уолпола, и тот же ум и вкус. Она не могла упустить такую коллекцию и приобрела ее целиком для Эрмитажа. Цена сделки составляла 40 тысяч 555 фунтов стерлингов. В Россию коллекция прибыла осенью 1779 года", - рассказал Морель.

Целостность коллекции, в основном, сохранилась, хотя некоторые работы из нее были проданы за границу в сталинское время, некоторые работы оказались в других музеях на территории бывшего Советского Союза. Организаторам выставки удалось привезти домой 70 работ - участие в проекте согласились принять музеи Киева, Москвы, Петербурга, Лондона, Нью-Йорка и Вашингтона. Об отсутствующих картинах (кстати, судьба 36 картин из коллекции Уолпола остается неизвестной) напоминает, к примеру, большое зеркало в раме, предназначенной для картины Рубенса, сейчас хранящейся в Нидерландах.

Дэвид Чолмондели ради выставки согласился вернуть некоторым комнатам тот вид, который был у них при Роберте Уолполе, Эрмитаж пошел на беспрецедентный шаг, разрешив вынуть картину Пуссена из своей обычной рамы и вставить ее в оригинальную, хранившуюся в Хатон-холле.

Еще один "подвиг" совершил музейный комплекс "Царское село", согласившийся "отпустить" в Великобританию "Суд Париса", обычно украшающий парадную лестницу Екатерининского дворца.

"Эта картина вообще путешествует впервые. Чтобы ее снять, пришлось построить специальное сооружение. Вообще, я бы очень хотел от себя поблагодарить россиян за их благородство, за то, что они разрешили нам выставить эти картины здесь. Мне кажется, что подобные выставки служат укреплению отношений между нашими странами, я очень на это надеюсь", - сказал Морель.

БОЛЬШАЯ ПОБЕДА

Той же точки зрения придерживается и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его словам, организация выставки "Возвращение в Хатон" - уже огромная победа как для России, так и для Великобритании.

"Идея родилась в фонде "Британские друзья Эрмитажа". Тьерри Морель вместе с маркизом Чамли предложили идею, и мы начали обсуждать, насколько это возможно. Это, в принципе, невозможно, во всем мире выставки сейчас очень сложно делать, потому что многие музеи не дают вещи, которые могут подвергнуться аресту, юридическому преследованию и так далее. Вы знаете, что мы уже два года не возим ничего в Соединенные Штаты, никаких перспектив не предвидится. Так что эта выставка - образец того, что можно сделать, если по-настоящему хочешь заниматься не политикой, а культурой", - сказал директор Эрмитажа.

Он напомнил, что несколько лет назад в Великобритании был принят закон, который позволяет правительству гарантировать возврат вещей, привезенных в страну на выставки.

"Это был блестящий пример совместной работы - нашей, музейщиков местных, дипломатов, бюрократов. Теперь был сделан следующий шаг - этому замку был придан официальный статус музея, то есть правительство гарантирует сохранность, а охрана, сигнализация здесь должны отвечать музейным стандартам. Великобритания дала нам гарантии страхования, что в России не существует, и самое главное, дала гарантии возврата вещей в срок. Это самое главное, это образец того, как должно быть. Мы с принцем Чарльзом это обсуждали, и он сказал, что это был важный шаг в музейном сотрудничестве, который полезен и для всех остальных. Теперь другие замки также смогут делать подобные выставки. Это схема музейной работы 21 века", - подчеркнул Пиотровский.

Выставка "Возвращение в Хатон" стала возможной благодаря тесному сотрудничеству властей Великобритании и России, а также спонсорам проекта - аукционному дому Christie`s, компаниям Oracle Capital Group и BP.

Картины будут "гостить" у себя дома с 17 мая по 29 сентября.